«Ростех» готов создать единое хранилище данных по «закону Яровой»
Национальный центр информатизации, входящий в структуру государственной корпорации «Ростех», предложил создать единый центр хранения и обработки данных, с помощью услуг которого операторы связи могли бы выполнить «закон Яровой».
Как сообщают «Ведомости», из протокола совещания в Минпромторге стало известно, что структура «Ростеха» — Национальный центр информатизации — предложила создать единый центр хранения и обработки данных для исполнения «закона Яровой». Данный закон обязывает операторов связи до полугода хранить весь трафик клиентов — звонки, письма, файлы, разговоры, а в течение трех лет — данные данные об этих фактах передачи информации. Эту информацию подтвердил федеральный чиновник и один из участников совещания.
Представитель «Ростеха» Екатерина Баранова сообщила, что когда госкорпорация получит техзадание по исполнению «закона Яровой», то проанализирует технические решения и до 1 сентября представит конкретные предложения. Ранее стало известно, что со своими предложениями по поводу исполнения закона Яровой выступила ФСБ. Она предлагает использовать оборудование COPM (система оперативно-разыскных мероприятий), которая уже установлена на сетях операторов связи и предназначена для прослушки. На совещании в Минпромторге было предложено несколько вариантов исполнения закона на отечественном оборудовании, итоговый выбор будет зависеть от требований ФСБ.
Куратор рабочей группы «Связь и информационные технологии» экспертного совета при правительстве Ирина Левова подсчитала, что с июля 2018 года всем операторам связи в связи с новым законом придется хранить 59 млн. Тбайт. Учитывая, что один абонент МТС, «Вымпелкома», «Мегафона» и Tele2 наговаривает в среднем по 350 минут в месяц, продолжительность только их разговоров за полгода составит около 1 млн. лет. Представители этой «большой четверки» сотовых операторов подсчитали, что их затраты на создание системы хранения трафика составят 2,2 трлн. рублей. В связи с такими суммами прозвучала идея, что единый оператор услуг хранения снизит затраты участников рынка и позволит небольшим компаниям остаться на плаву.
Однако, проблема в том, что «Ростех» не является оператором связи и, следовательно, не подпадает и под «закон Яровой», отметил сотрудник одного из операторов связи, добавив, что закон не обязывает операторов передавать трафик некому третьему лицу. Кроме того, ещё больше вопросов вызывает подготовка к хранению, то есть доступ хранителя к биллингу и другим внутренним IT-системам компаний связи, то есть фактически централизованное управление всеми российскими сетями одним лицом. А это прямая угроза конкуренции.
Чтобы хранить информацию, не нужно особых умений – поставить дата-центры может любой оператор, сказал собеседник «Ведомостей» в одном из них. Основная сложность, в том, чтобы снимать информацию, систематизировать её и обеспечивать быстрый доступ к ней компетентных органов. Проекты «Ростеха» и «Ростелекома» эту задачу не решают. Представители МТС, «Вымпелкома», Tele2 и Минпромторга отказались от комментариев.