[Аналитика] Маркетинговая стратегия Apple и других крупнейших компаний

И снова здравствуйте, наши дорогие читатели. В сегодняшнем выпуске нашей рубрики «Аналитика» мы раскроем вам глаза на различия маркетинговых подходов различных крупных компаний, таких как  Apple, Google, Microsoft, RIM, Motorola, Samsung, HP/Palm.

Каждая из этих компаний имеет свои собственные интересы и свой, совершенно отличающийся от остальных, подход как к созданию устройств и операционной системы, так и к способу маркетингового продвижения того, что создали. Итак обо всех по порядку.

Ориентированы исключительно на бизнес-пользователей и то что их детище-планшетник был назван PlayBook, лишь некая пробная попытка диверсифицировать свои потенциальные продажи на более массовом рынке индивидуальных потребителей.

За время деятельности этой компании, от создания своего первого устройства и до создания PlayBook, она старалась позиционировать себя, как эксклюзивный производитель бизнес-коммуникаторов и создавала нишевые продукты, которые потреблялись на 97% именно бизнес-потребителями. Именно сейчас компания пробует убедить индивидуальных потребителей в том, что их продукты тоже могут быть использованы не только бизнесом, а на равне с Android или iOS в домашних условиях. Однако, компания по каким-то причинам взяла и сделала жесткую привязку email-клиента и контактов планшета PlayBook к коммуникатору Blackberry. В итоге, пользоваться удобным клиентом на планшете дано будет только обладателям коммуникаторов Blackberry, что опять же затруднит продажу устройств.

Мало того, компания не пошла по пути лицензирования операционной системы от Google или Microsoft, а продолжила уже ранее испробованный путь создания своей собственной операционной системы. Плюсы для компании безусловно огромны — она сама может как и Apple контролировать какие программы будут разрешены к продажам, а какие запрещены. Но минусы для продаж устройства ещё больше, ибо, чтобы устройство стало популярным, потребуется, чтобы под него было разработано достаточно большое количество программ и безусловно много игр!

Так как этот год (2011) будет наполнен выходами многих конкурентных планшетных продуктов, посмотрим насколько будет правильным или губительным такой подход.

Как и ранее, эта компания и не старается выделиться созданием своего собственного уникального устройства, а предлагает вновь лицензировать свою операционную систему. Они проделывали это и раньше, но у них это получалось только до недавнего времени. Сначала тотальное падение продаж продуктов на WinMobile/WinCE и теперешнее закрытие проекта плеера Zune. Однако, т.к. компания имеет до сих пор достаточно прочные позиции на рынке ПК, она решила вновь повторить схожую попытку на рынке коммуникаторов с Microsoft Phone 7.

Однако, такой подход имеет негативные последствия, потому что Mac OS плотно подогнана под железо, на котором установлена и все железо заранее известно и протестировано в Apple на предмет ошибок, а Windows может быть установлен практически на любые комплектующие и Microsoft не может/не хочет/не будет проверять каждую железяку на предмет совместимости и возможных глюков. То же самое происходит и сейчас. На различные аппараты разных производителей обновление прошивки с copy&paste устанавливается либо с ошибками, либо вообще отказывается устанавливаться. Безусловно, согласимся, что в отдаленной перспективе, операционная система коммуникаторов от Microsoft может быть настолько же хорошо отлажена, как и Windows 7.

Microsoft хочет продолжать доминировать лишь в сегменте создания программного обеспечения, но как и ранее, не хочет ни грамма вкладывать в требования к созданию более ресурсоёмких приложений или игр под их систему, считая это излишним. Действительно, такой подход (с требованиями) сделает создание софта более сложным и в связи с этим уменьшит популярность разработки под эту систему.

Наша редакция считает подход Microsoft устаревшим и полагает, что в таком виде коммуникаторы на основе операционной системы от Microsoft станут лишь нишевым продуктом, не способным иметь такой лавинообразный рост популярности как iOS продукты от Apple.

Эта компания в первую очередь известна своим поисковым сервисом и именно благодаря ему сроднилась ранее с Apple в лице Эрика Шмидта входившего в состав директоров Apple. Однако Google захотела пойти дальше в своем развитии и стать конкурентом Apple и тем более Microsoft, создав операционную систему Android (купив стартап).

Подход к созданию универсальной операционной системы для железа любых производителей аналогичен подходу Microsoft с ее Windows и Phone 8. Вследствии этого, коммуникаторы различных производителей получились опять же фрагментированы — на каких то можно повысить операционную систему лишь до 2.1, на каких то 2.2, а на некоторых и того не выше, чем 2.0. Всё это добавляет программистам проблемы при создании и оптимизации кода для любой из этих прошивок. В итоге, на одних аппаратах программа или игра может тормозить, на других вылетать, а на третьих вообще не запускаться.

Вне зависимости от фрагментации, операционная система Android будет наиболее популярной в ближайшее время. (статистически)

Компания Google решила стать полноценным конкурентом Microsoft’а, сосредоточившись лишь на ПО (сервисах), не создавая своих собственных коммуникаторов/планшетов/ноутбуков/ПК. Однако отсутствие жесткого контроля за приложениями не поможет «упорядочить» жизнь рядового пользователя или сделать эту жизнь проще, а наоборот, будет лишь усложнять и без того непростую жизнь.

Оказавшись в стагнации потребления и уже практически находясь у грани банкротства, компания решила переосмыслить создаваемые ею гаджеты.

В связи со взятым на вооружение подходом создания гаджетов под операционую систему Android, компании остается лишь маркетинговое продвижение в рамках «дизайна» и «спецификаций» производимых ею гаджетов.

Считаем, что в перспективе пары-тройки лет, компания может быть поглощена более расторопным гигантом.

Также, как и Motorola, компания Samsung использует Android для своих планшетов и коммуникаторов. И также как и Motorola, производимые ею гаджеты имеют лишь маркетинговое продвижение в рамках «дизайна» и «спецификаций».

Зато, в связи с тем, что Samsung тесно сотрудничает с Apple в рамках производства комплектующих для нее, она имеет безусловно несколько козырей в рукаве для производства собственных конкурентных устройств.

В сфере ПК, компания очень качественно стала копировать/подражать продукции компании Apple.

На текущий момент развития рынка мобильных устройств, операционная система Android безусловно является самой массовой, однако, подход унификации операционной системы коммуникторов/планшетов/компьютеров в ближайшее время будет более интересным.

Именно к этому и идет HP, поглотившая Palm. Они хотят во всех производимых ими устройствах иметь вертикально-ориентированную сквозную систему (одну и ту же), позволяющую пользователям вне зависимости от имеющегося в руках устройства получать доступ ко всем привычным функциям и данным. (Как бы облачная синхронизация так сказать). Это действительно феноменальный прогресс в пути компании. Они уподобились Apple, в чем несомненно преуспели (по крайней мере судя по февральской презентации).

Именно вертикальная ориентированность в ближайшем будущем будет движущим фактором потребления гаджетов.

В ближайшие годы такой подход будет прерогативой каждого уважающего себя гиганта-производителя гаджетов, и Microsoft уже также идет в этом направлении, создавая свою Windows 8 для всех устройств.

Увы, пока компания HP еще на начала продажу продемонстрированных ранее устройств. В связи с этим, говорить о ее способах маркетингового продвижения как такового и перспективах массовости гаджетов/операционной системы пока рано. Но мы будем следить и изучать дальнейшее развитие и выход в массовые продажи гаджетов этой компании для того, чтобы более подробно предоставить Вам аналитические выкладки.

Как и у всех компаний, маркетинговая стратегия и стратегия развития Apple со временем претерпела колоссальные изменения. И чем дальше в будущее мы движемся, тем больше изменяются эти стратегии, открывая новые направления и рынки, создавая иновационные продукты.

На сегодняшний день маркетинговая стратегия Apple очень интересная — словно учебник по маркетингу и продажам.

Компания с самого начального уровня заманивает пользователя в свои объятия. Начальный уровень — приобретение самого простого плеера от Apple — iPod Shuffle. Этот аппарат прост в использовании, не дорог в цене и в связи с обязательным подключением для синхронизации к iTunes, приучает пользователя к плеерам фирмы Apple из-за упорядоченной iTunes’ом библиотеки песен. При апгрейде на более дорогие плеера, шанс того, что пользователь останется с Apple — 90-95%. Следующее поколение плееров — iPod Nano, приучает пользователей уже не только к библиотеке iTunes, но и к управлению посредством тачскрина теми же иконками и достаточно похожим меню, как и на более старших моделях. Опять же 90-95% пользователей проапгрейдятся на продукты Apple. Здесь идет уже диверсификация апгрейда устройств, которые, опять же, взаимнозаменяемы и взаимодополняемы — iPod Touch/iPhone/iPad. Более того, если Вы — отец, а Ваш ребенок — студент или школьник, то на период лета при покупке ему MacBook он получит в качестве бонуса iPod Touch 8Gb — входной билет в мир взрослого iOS и подсядет на «иглу» Apple, а дальше — только выше!

Apple TV является на текущий момент лишь дополнением к iOS продуктам словно некий адаптер вывода. Купив Apple TV и продукт на iOS, шанс того, что вы захотите уйти от Apple очень мал, ибо оба продукта отлично связаны между собой.

Apple не вводит возможность копирования файлов при подключении USB кабеля, как на простой USB-flash носитель только потому, что благодаря привязке к iTunes, пользователям проще сделать апгрейд на другой продукт компании Apple, оставив нетронутой уже ранее созданную и упорядоченную библиотеку. Ведь iTunes — это удобство, простота и легкость расстановки, упорядочивания и приобретения контента пользователем. Даже не умеющий «раскладывать всё по-полочкам» пользователь сможет разложить весь аудио/видео контент, приложения и другой софт, точнее сам iTunes сделает все за него! Привычка вырабатывается, знаете ли…

FaceTime — прекрасная альтернатива Skype. Многие скажут, зачем альтернатива-то, ведь она кросс-платформенна. Здесь возразить им можно очень легко — с включенным Skype Ваш iPhone 4 «сядет» максимум за 5 часов, а с FaceTime, тот же iPhone 4, находящийся в режиме ожидания, совершенно не жрет аккумулятор. Вероятно, что при запуске LTE сетей, Apple позволит программе использовать не только Wi-Fi, но и также и эти сети. И уже теперь, будучи отцом и купив сыну MacBook и получив бонус в виде iPod Touch, Вам будет желательно прикупить себе iPhone 4, чтобы звонить сыну с работы или из дома по FaceTime. Теще/Маме/Бабушке вы обязательно прикупите iPad 2, чтобы они не имели проблем с вирусами/сложными настройками/установками экрана/прочими ненужными параметрами и просто могли в любой момент взять и позвонить вам по FaceTime своему сыну/внуку или наоборот, сын/внук позвонить бабушке.

Apple Store/iTunes Store/iBooks Store позволяет с легкостью приобретать программы и контент и подкупает своей простотой и удобством умы и кошельки всех потребителей. Так как Apple сам контролирует какие программы и какой контент может у них продаваться, проблем с покупкой гаджетов для детей не будет — купил и доступ к контенту 18+ закрыт, вирусов и прочих неприятностей нет — сплошное удобство для Отца/Мамы при покупке такого устройства детям.

Проприетарный стандарт Apple 30-PIN также позволяет иметь структурированное и простое понимание всех адаптеров и переходников, и в отличии от простого USB/MiniUSB/MicroUSB позволяет иметь очень расширенную коллекцию аксессуаров.

На самом деле все что создает Apple можно сравнить с педантичностью немцев — все сделано очень просто, но в то же время четко, корректно и разложено по полочкам. Если рассмотреть все моменты, которыми Apple помогла миру стать лучше — нам станет дурно. Помимо прочих, очень важный момент — хорошая цена на мобильный интернет благодаря iPhone.

Также именно благодаря упорству Apple и введенных ими ограничениям к программам на то, что им нельзя, а что можно, мы и видим, как колоссальная графика в играх работает на менее быстрых, по сравнению с Core i3/i5/i7 процессорах — и как мы и ранее рассказывали, мы считаем что в перспективе ближайших пары лет (до 2015 года точно) скорость мобильных и стационарных устройств практически сравняется.

Вообще, Apple подходит к созданию всех своих продуктов с особым пониманием и страстью, т.к. удобство эксплуатации устройств требует удобства работы с программами, и Apple, в отличии от всех других конкурентов делает не только устройства, но и сопутствующие программы, благодаря которым пользователи пристращаются к продукции Apple! Программы как бы завершают круг удобства эксплуатации, что несомненно влияет на потребительское желание приобретения и пользования товаром. Цикл завершен, потребитель завоеван всеми возможными способами.

Наглядно продемонстрированный апгрейд, осуществленный матушкой-природой:

На этой ноте, мы завершим обзор различных стратегических подходов компаний к продаже/производству товара со схожими потребительскими свойствами. Жизненный цикл как людей, так и устройств когда-либо подходит к концу и как только это случается, появляются устройства с более прогрессивными данными. Также и в подходах компаний — со временем все может измениться на основании тенденций и движений которые будут уже другими. Сейчас наступает действительно облачная эра компьютеризма, в которой вы не должны думать о том, что у вас сейчас мало производительности, потому что антивирус сканирует все или потому, что вам нужно понять, как это зайти в панель настроек/управления и там сделать настройки WiFi. Вам нужно лишь зайти и включить тумблер — вот и все, и за такой простотой будущее, к которому компании типа Apple, HP, RIM начали движение.
В следующем нашем аналитическом выпуске мы расскажем о сбывшихся ожиданиях и несбывшихся надеждах второго поколения устройства.

С уважением, ваш Spinner.

Читайте также:

Нашёл ошибку в тексте? Выдели её и нажми Ctrl + Enter