Компании Google и Apple согласились на досудебную блокировку приложений
Американские корпорации Google и Apple пошли на уступки Роскомнадзору и согласились с его требованием о досудебной блокировке приложений во избежание полной блокировки в России онлайн-магазинов Google Play и App Store.
Как сообщают «Известия», в Google и Apple опасаются полной блокировки своих магазинов приложений в России из-за нелегального контента в одной из программ, поэтому американские корпорации договорились с Роскомнадзором о досудебном реагировании на жалобы правообладателей. Официальный представитель ведомства Вадим Ампелонский сообщил, что Роскомнадзор нашёл взаимопонимание с руководством западных компаний Google и Apple и те согласились действовать в соответствии с российским «антипиратским» законом.
Согласно вступившей в силу 1 мая 2015 года расширенной версии антипиратского закона, Мосгорсуд в первой инстанции рассматривает иски о размещении в Сети фильмов, книг, музыки и софта. Эта инстанция по заявлению правообладателя принимает решение о досудебных обеспечительных мерах — внесении пиратского ресурса в черный список Роскомнадзора. При этом страница сайта, где размещены контрафактные материалы, оказывается недоступна для российских пользователей Сети. Для клиентов некоторых провайдеров недоступным становится весь сайт-нарушитель.
«Участники рабочей группы Роскомнадзора предложили организовать на нашей площадке семинар, на котором ответственные представители Google Play и AppStore рассказали бы российским правообладателям, как эффективно защищать объекты авторских прав от нелегального распространения в мобильных приложениях — через механизмы досудебного взаимодействия. 17 марта мы планируем подтвердить возможность организации этого семинара и определить даты», — сказал Вадим Ампелонский.
Закон также предусматривает процедуру «пожизненной» блокировки сайта — за рецидив, то есть неоднократное нарушение прав правообладателей. В отношении сайтов эта процедура работает уже довольно давно и успешно, к примеру, были заблокированы такие сайты, как RuTracker.org, Kinozal.tv, Kinogo.co и др. Однако не было ещё ни одного иска в Мосгорсуд в отношении приложений. Поэтому на заседании рабочий группы в Роскомнадзоре шли обсуждения о том, нужно ли писать отдельный закон, который бы регулировал взаимоотношения правообладателей с магазинами приложений, или нет.
«В целом наша позиция сводится к тому, что существующих правовых и досудебных механизмов достаточно для эффективной защиты авторских прав при распространении видео, аудио, книг и софта в мобильных приложениях. Но нужно активизировать досудебное взаимодействие российских правообладателей с магазинами приложений и их владельцами.»
Денис Кутергин, создатель сервиса YouDo, объяснил, что нет возможности заблокировать конкретное приложение, поэтому заблокированным может оказаться либо полностью App Store и Google Play, либо значительная их часть. По словам Ампелонского, правообладателям и площадкам предстоит выработать механизмы досудебного взаимодействия и сроки реагирования на жалобы, чтобы не пришлось обращаться в Мосгорсуд. Правообладатели из разных индустрий расходятся во мнении об оптимальном сроке реагирования на жалобы. В Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ, объединяет Sony Music, Universal Music, Warner Music и др.) уверены, что реагировать нужно в течение одного дня.
«Время реагирования на жалобу имеет значение вне зависимости от индустрии. Если время на удаление займет пять месяцев — это означает, что пять месяцев это приложение может зарабатывать на нелегальном контенте. Музыкальную индустрию не устраивает нынешняя неповоротливость и бюрократичность процедур Google. Мы неоднократно обращались к ним, чтобы эту процедуру усовершенствовать или улучшить, но конструктивный ответ смогли получить только после поднятия вопроса в Роскомнадзоре», — сказал глава НФМИ Леонид Агронов.
В ассоциации «Интернет-видео» также считают, что магазины приложений должны реагировать на жалобы правообладателя в течение одного дня. В Ассоциации защиты авторских прав в интернете уверены, что разумный срок реагирования на жалобу правообладателей — семь дней, а максимальный — 30 дней. По словам главы АЗАПИ, сейчас сроки реагирования на жалобы Google и Apple непредсказуемы, но чаще всего они реагируют на жалобы от полугода до года, и правообладателей это не устраивает. В российских представительствах Google и Apple от комментариев воздержались.