Apple: «Нормы российского антипиратского закона к нам неприменимы»
В компании Apple считают, что нормы российского антипиратского закона к ней неприменимы, так как она является только информационным посредником, предоставляющим разработчикам площадку App Store для продажи своих приложений.
В настоящее время ведется активная борьба с пиратским контентом на сайтах. Эту норму регламентирует вступившая в силу 1 мая 2015 года расширенная версия антипиратского закона, согласно которой Мосгорсуд в первой инстанции рассматривает иски о размещении в сети фильмов, книг, музыки и софта. Эта инстанция по заявлению правообладателя принимает решение о досудебных обеспечительных мерах — внесении пиратского ресурса в черный список Роскомнадзора. При этом страница сайта, где размещены контрафактные материалы, оказывается недоступна для российских пользователей Сети.
Если с сайтами всё понятно, то как работать с приложениями, правообладатели не понимали. На заседаниях в Роскомнадзоре они пытались определить, нужен ли новый законопроект или можно работать по текущему. В итоге решили, что действующего закона достаточно, но есть проблема: если правообладатели будут подавать иск в Мосгорсуд о принятии предварительных обеспечительных мер в виде блокировки, то заблокированным окажется для россиян либо весь App Store, либо его часть, что для американской корпорации недопустимо. Поэтому нужно было объяснить, как поступать правообладателям, чтобы не доводить дело до суда.
Как сообщают «Известия», на прошлой неделе представители американской корпорации Apple встретились с российскими правообладателями и Роскомнадзором, факт которой подтвердил официальный представитель этого ведомства Вадим Ампелонский. По итогам этой встречи в Apple заявили, что против них нельзя применять нормы антипиратского закона, так как компания является информационным посредником, предоставляющим площадку App Store, на которой свои приложениях размещают сторонние разработчики.
«Мы не сомневаемся, что они информационный посредник, так как они сами не генерируют тот контент, по которому возникают споры. Они обеспечивают техническую возможность для размещения такого контента. Вопрос в том, когда может возникать ответственность. У нас информпосредник не несет ответственности, если он не является инициатором и не знал и не мог знать о нарушении, а если и знал, то не мог отреагировать. Вопрос в степени реакции. Они узнают о нарушении, начинают процедуру, которую считают разумной, но при этом с точки зрения нашего закона мы можем говорить, что это неразумный срок и требовать выплаты компенсации», — сказал Максим Рябыко.
По информации издания, данная встреча была посвящена вопросам досудебного взаимодействия правообладателей и Apple. Представители американской корпорации провели семинар о том, как нужно с ними взаимодействовать, если в приложении есть нелегальный контент. Представители Apple также объявили, что являются не сайтом, а информационным посредником, поэтому против них не могут быть применены нормы антипиратского закона, отметив, что корректировки действующего законодательства, чтобы Apple стал объектом регулирования, не требуется и работающего закона достаточно.
«Apple была непреклонна и заявляла, что готова рассматривать конкретные обстоятельства по конкретным кейсам. Они сказали, если будут вопросы или проблемы, пишите на дополнительный электронный ящик. Будем разбираться», — рассказал Рябыко.
Поднимали правообладатели и вопрос работы с мессенджером Telegram, на котором стали появляться боты, публикующие различный контент, в том числе нарушающий права авторов, по запросам пользователей. Ранее правообладатели обнаружили в Telegram бот заблокированного в России сайта Flibusta, который занимался незаконным распространением книг. По словам главы ассоциации защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максима Рябыко, они общались с разработчиками Telegram, и через какое-то время бот Flibusta перестал функционировать по прежнему адресу. Но Рябыко на встрече с Apple говорил, что такие ситуации могут повториться.
«В некоторых ситуациях их система дает сбой, когда они сильно абстрагируются от разбирательства и переводят общение между разработчиком и правообладателем напрямую. При этом правообладатели должны писать письма с официальной почты, а разработчики приложений отвечают с любой, например Gmail», — сказал Бырдин.
По мнению главы ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, действующие нормы взаимодействия правообладателей с разработчиками писались много лет назад, сама парадигма интернет-проектов изменилась, и сейчас процедуры, написанные тогда, не очень хорошо работают. При этом Бырдин отметил, что самый главный итог встречи заключается в том, что до Apple удалось донести основные проблемы, с которыми сталкиваются в России правообладатели. Он надеется, что Apple будет более отзывчива к их проблемам и требованиям.