Apple подозревается в монополизации российского рынка ремонта iPhone
Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против российского представительства корпорации Apple по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ремонта iPhone в ответ на жалобу одного из пользователей.
Вслед за обвинениями в координации цен на iPhone 6S и iPhone 6S Plus в России, федеральная антимонопольная служба (ФАС) завела дело против российского представительства компании Apple «Эппл рус», следует из материалов ведомства, сообщают «Ведомости». Возбуждение дела по подозрению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке по жалобе одного из пользователей iPhone подтвердил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
По словам замначальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежды Шаравской, если нарушение законодательства подтвердится, то руководителю компании грозит штраф от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, а самой компании – от 300 тысяч до 1 млн. рублей. При этом она отметила, что в большинстве случаев российское антимонопольное ведомство также предписывает устранить нарушения. В чём именно выразилось злоупотребление представитель ФАС не объяснила.
Подавший жалобу в ФАС Дмитрий Петров утверждает, что компания Apple злоупотребляет доминирующим положением на рынке ремонта iPhone. В его заявлении говорится, что в России смартфоны Apple никто не может чинить без её разрешения, но при этом производитель iPhone не поставляет комплектующие для ремонта экранов. Согласно закону о защите прав потребителей производитель должен обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы (не менее 10 лет), что подразумевает поставку в сервисные центры запчастей для ремонта.
Как утверждает Петров, повредив дисплей своего iPhone 6 Plus с памятью 64 Гб, который в интернет-магазине Apple стоит 39990 рублей, он обратился в авторизованный сервисный центр Apple, но вместо ремонта ему предложили его замену с доплатой 22200 рублей. Таким образом, вместо замены дисплея Apple фактически навязывает покупку нового аппарата со скидкой по цене, которая превышает стоимость замены экрана iPhone. Он считает, что для устранения нарушения антимонопольная служба может предписать компании Apple начать поставлять запчасти для ремонта iPhone в Россию.
По поводу невозможности замены экрана iPhone Петров уже подавал иск в Басманный суд Москвы – но тот отклонил его, и он надеется, что возбуждение дела ФАС может иметь значение. Как следует из писем компании, направленных в Басманный суд, в России, когда техника Apple ломается, её в 90% случаев меняют на новую в авторизованных сервис-центрах. При поломке дисплея замена происходит в 100% случаев, так как дисплеи в Россию Apple не поставляет.